Абашевская культура

Абашевская культурно-историческая общность представлена группой археологических памятников в лесостепных и лесных пространствах Восточной Европы, относящихся к эпохе средней бронзы. Исследование абашевских древностей насчитывает более 130 лет. Культура открыта, выделена и описана в 1920-х гг., названа по могильнику у с. Абашево, где В.Ф. Смолин в 1925 раскопал 3 кургана. Существует три основных региона концентрации абашевских памятников: Среднее Поволжье (междуречье Суры и Свияги и левобережье Среднего Поволжья, бассейн Малой Кокшаги), Южный Урал и Подонье. Исследователи выделяют отдельные виды Абашевской культуры: средне-волжскую, уральскую (баланбашскую) и донскую (доно-волжскую). Территория культуры значительно шире, о чём свидетельствуют новые находки и клады. Некоторые археологи с начала 1990-х исключают памятники Подонья из круга абашевских. Неоднозначно решаются вопросы происхождения, хронологии, этноса, соотношений отдельных регионов. Часть исследователей общность относят к протогермано-балто-славянской общности, другие - к протоиндоиранцам. Наиболее вероятная датировка абашевских древностей - 1-я пол. 2 тыс. до н.э. В лесостепной зоне Дона, Волги и Южного Урала происходило постепенное возобладание срубных и алакульских традиций над абашевскими, завершившееся поглощением массивов абашевского населения и включением их в срубную и алакульскую культурно-исторической общности. В самых северных пределах лесостепи и смежных лесных районах (средне-волжская культура) абашевцы, возможно, покинули территорию края, могли быть уничтожены, растворены в инородном окружении. Население занималось преимущественно скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие имело незначительный характер. Существует мнение, что именно в среде абашевской общности появились древнейшие колесницы. Этим, а также высокой организацией, наличием войн, сословия, передовым вооружением и средствами ведения боя объясняется успешное продвижение абашевских племён. Орудия труда изготовлялись из камня, меди, дерева, костей домашних и диких животных. Абашевские мастера выработали свою форму орудий труда, предметов вооружения, украшений. Медные орудия абашевских форм часто встречаются в виде кладов. Развитое металлургическое производство существовало на базе уральских и других месторождений меди с использованием медистых песчаников Приуралья и Поволжья (топоры, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, украшения и др.). Преобладающую роль в производстве металла играла чистая медь (до 90% изделий). В ареале общности существовало несколько очагов металлопроизводства. Абашевцы селились на возвышенных местах по берегам рек. Жилые и производственные деревянные сооружения наземного и полуземляночного типов были прямоугольной формы. Места их долговременных неукреплённых поселений известны и исследованы в Приуралье и Подонье. Одним из основных признаков, объединяющих абашевские культуры Среднего Поволжья, Южного Урала и Подонья в Абашевской культуре, является курганный обряд погребения. Могильники расположены, как правило, на надпойменных террасах или водоразделах небольших рек. В Среднем Поволжье абашевские могильники насчитывают от 1 до 60 курганов. Захоронения совершались в курганных могильниках с небольшими округлыми или овальными уплощёнными насыпями в прямоугольных или овальных ямах средних размеров и глубины; у дна часто встречаются ступеньки. Под большинством насыпей находилось от одного до трёх могильных ям, но есть и курганы (№ 9 в Абашевском курганном могильнике), где число погребений достигает 15. Могильные ямы нередко оформлялись деревом, а также камнем. Найдены органические подстилки (береста и др.), охра. Отмечены насыпи с деревянными, каменными оградками и другими внемогильными конструкциями, кольцевыми канавками. Часто фиксируются следы тризны, жертвенников или какого-то поминального ритуала (находки фрагментов керамики, кремня, костей животных, следы кострищ). В погребальном обряде характерен «культ огня». Преимущественное положение погребённых - вытянутое на спине с подогнутыми (возможно, приподнятыми) ногами и уложенными на грудь руками. Отмечены единичные случаи погребения на поверхности без ямы с насыпанием кургана, кремации и частичных захоронений. Встречаются могилы без костяков - кенотафы. Основная ориентировка погребённых - головой на Юго-Восток, Восток. Обычны одиночные захоронения, но обнаружены и коллективные. В Среднем Поволжье выделяется одиночный Пепкинский курган (Республика Марий Эл), где в яме обнаружено 27 костяков мужчин-воинов. В погребениях встречается инвентарь: глиняные сосуды, медные ножи, шилья, украшения, костяные и кремневые наконечники стрел, каменные изделия, а в некоторых инвентарь отсутствует. В погребальных комплексах Среднего Поволжья почти отсутствуют предметы вооружения и орудия труда. В то же время в средневолжских женских захоронениях довольно богато представлены медные и серебряные украшения (мелкие нашивные полукруглые бляшки, проволочные пронизки и др.), нередко образующие богатые наборы, что свидетельствует о нарядной одежде абашевской женщины, особенно её головного убора. Своеобразным знаком абашевцев являлись лепестко-видные бляшки - розетки. К концу 1990-х гг. в Среднем Поволжье раскопано более чем 30 могильников, около 200 курганов, изучено более 300 погребений. Самобытна абашевская керамика: рыхлая, с раковинными и органическими примесями в глиняном тесте. Она представлена лепными круглодонными и плоскодонными сосудами колоколовидной, баночной, горшковидной форм, украшенной геометричным нарезным и гребенчатым орнаментом. Изучению абашевских древностей посвящены десятки монографий и сотни статей.

Библиография:

  1. Энциклопедия Чебоксарского района / Чуваш. Респ., Адм. Чебоксарского района, МБУК "Центральная библиотека" Чебоксарского района ; [ред. совет: Г. И. Егоров и др. ; сост. Е. С. Васильева, С. В. Иванова ; науч. ред. Э. И. Патмар]. - Чебоксары : Центральная библиотека Чебоксарского района, 2014 - Т. 1. - 2014. - 505, [3] с. : ил., портр.