История фабрики

      Альгешевская фабрика художественных промыслов «Паха тĕрĕ» начинает свою историю с начала 20-х годов, когда по всей стране, в том числе и в Чувашии создавалась промысловая кооперация.
Альгешевское промыслово-кооперативное товарищество возникло из трех видов промысла: токарного, вязального и ткацкого, на основе двух маломощных артелей (Альгешевская промыслово-кооперативная артель «Токарь», Альгешевская (Вомпукасинская) артель по вязальному делу и ткачеству), организованных в 1921 г.  Появление артели вязального (носки, варежки, перчатки) и ткацкого (хозяйственные мешки) ремесел было связано с тем, что по республике был неурожайный год, засуха и голод. Артель открылась в с.Альгешево, в бывшем доме священника.  Руководителем артели был Валентин Васильевич Троицкий. Мужчины обрабатывали дерево, а женщины вышивали. Изделия вышивались на домотканых холстах. Вышивальщицами были: Мария Захарова, Елизавета Матькова, Анастасия Кириллова, Агафья Матькова и др. Всю продукцию отправляли в Казань, обменивали на материал для вышивки и зерно.
В 1923 г. было основано «Промысловое кооперативное товарищество под названием «Кустарь-художник» с местом нахождения правления в с.Альгешево. Товарищество ставило целью организовать выработку всевозможных художественных предметов, токарных изделий, декоративных мочальных рогож, тканей, вышивок, плетения и прочее. Из Устава товарищества, подписанного учредителями, мы узнаем имена   первых мастеров художественных промыслов: Е.Карпова, М.Малькова, А.Кудрявцева, П.Семенова, И.Розовский, А.Матькова, Е.Константинов, Е Егорова, К.Матьков, П.Воронцов, Ф Карпов, Г.Карпов, В. Захарова, Н.Савлов, С. Трубинов, А.Карпов, П.Емельянова.
С 1928 г. художественные промыслы отделяются от других видов промыслов.  Появляются свои мастерские, склады и т.п. Альгешевская артель становится одним из основных центров развития народного орнаментального творчества, с 1929 г. приняв название «Паха тĕрĕ». Артель имела одну общую мастерскую, которая называлась тогда «строче-вышивальной». Произведения создавались коллективом, специальных художников не было. Мастерицы, вышивали узор сразу на холсте, без предварительного эскиза на прямоугольных деревянных пяльцах. Изготовлялись женские платья, наволочки для подушек, полотенца для украшения и т.д. Часть коллектива вышивальщиц артели работала в мастерской, часть - дома (надомницы).
Произведений, созданных первыми художественными промыслами, почти не сохранились. Но известно, об одном интересном факте: в 1922 г. из Автономной Чувашской области в столицу выехала делегация. В ее составе была женщина «по имени Спани» из деревни Синьял». В Кремле представительницы чувашского народа встретились с Кларой Цеткин и преподнесли ей вышитый палантин от чувашских женщин. 
В 1927 г. Альгешевские вышивальщицы к партийной конференции Чебоксарского района изготовили подарок – полотенце-сурпан, на одном конце которого была вышита на чувашском языке надпись «1-й Чебоксарской районной конференции ВКП (б)», а на другом – «От женщин села Альгешево». Таким образом, вышивальщицы начинают работать в требованиях нового времени.
В 1930 г. было построено новое деревянное здание артели. Увеличивается число мастериц и надомниц. Спрос на изделия чувашской вышивки растет с каждым годом. Артель все больше завоевывает известность среди художественных промыслов страны. На 1 января 1932 г. членами артели состоит 201 мастерица. Изделия артели экспортируются во многие страны Европы, Америки, Ближнего Востока.
Успехи вдохновляли. В коллективе начинается творческая борьба за качество и красоту. На одном из общих собраний альгешевцы принимают условия соревнования с мастерицами Малокарачкинской артели «Тĕрлекен». В 1933г. в Чебоксарах создается экспортная база «Чувашская вышивка». Инструкторами-художниками начинают работать Л.Г.Яковлева, К.А.Матвеева, В.Я. Яковлева. Художники начинают шефствовать над артелями, т.е. готовят для них эскизы. Между художником и мастером происходит разделение творческого труда: художник-профессионал готовит эскиз на бумаге, вышивальщица, исполняя его в материале, тиражирует. В 1936 г. начинает работать художник Екатерина Иосифовна Ефремова в лаборатории Швейпромсоюза, творчество которой, тесно связано с  артелью «Паха тĕрĕ». В
В 1938-1939 гг. весь коллектив Альгешевской артели готовится к всесоюзным и международным выставкам. Так, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 г. демонстрировались декоративные полотнища больших размеров, от потолка до пола, которые были украшены узором кĕскĕ и смотрелись очень внушительно. Из работ артели, так же, демонстрировались скатерть (К.А.Матвеева), дорожка на стол (Л.Г.Яковлева) с традиционными народными узорами и чехол для диванной подушки (Е.И.Ефремова) с фигурами танков и Древа жизни, в память о событиях у реки Халхин – Гол.
В 1939 г. в Чебоксарах на демонстрацию, посвященную Дню международной солидарности трудящихся 1Мая, вышивальщицы Альгешевской артели вышли с вышитыми знаменами, плакатами и лозунгами. Их колонна по художественному оформлению заняла одно из первых мест.
В том же 1939г. произведение, созданное руками вышивальщиц Альгешевской артели, экспонировалось на Международной выставке в Нью-Йорке. Это был небольшой чехол для диванной подушки из тонкого льняного полотна. Эталоном для узора послужил свадебный платок ХVIIIв. Прямоугольная композиция включает в себя фигуры птиц у Древа жизни и символ солнца – кĕскĕ из растениевидных рисунков.
В 1939 г. при артели существовало 5 общих мастерских, насчитывалось 182 мастерицы, из них 50 были надомницами.
В годы Великой Отечественной войны – большинство артелей в республике закрывается, оставшиеся, в том числе и Альгешевская артель, переходят на выработку продукции для нужд фронта и народного хозяйства. После войны, артель возобновила работу под руководством Андрея Никитича Карпова. Шитье солдатских гимнастерок заменятся изготовлением товаров народного потребления, вышитых изделий для населения. Работницы вышивали на дому, поскольку здание во время войны сгорело.
В 1948 г. после окончания Московского института прикладного и декоративного искусства, в Чувашию возвращается и вновь начинает работать художником лаборатории промсоюза Е.И.Ефремова. В течение двух месяцев по эскизу Е.И.Ефремовой мастерицы вышивали панно «Дом Советов» (300х200) – самое крупное по размерам произведение за всю историю существования артели. Над его исполнением работали лучшие вышивальщицы артели- Андреева, Матвеева, Тарасова, Фирсова и лаборантки Чувашшвейпромсоюза Н.И. Дрезина и А.К.Козьмина. Исполненное умелыми руками мастериц панно явилось прекрасным подарком к юбилею республики. В том же году оно было приобретено Т.А.Крюковой для Государственного музея этнографии народов СССР.
В 1949 г. мастерицами А.Гавриловой, М.Гавриловой, З.Ивановой, А. Карповой и Филипповой была вышита скатерть – подарок И.В.Сталину к его 70-летию. Для перевода эскиза в оригинал вышивальщицам понадобилось более двух месяцев упорного труда.
С середины 50 –х г. артель стала лучше обеспечиваться материалами, особенно нитками-мулине и тканью – рединой, что дало возможность поднять художественный уровень изделий. Действовали 4 цеха: вышивальный, индпошив, цех по пошиву одеял и цех массового пошива. В 1955 г. произведения артели (по эскизам Е.И.Ефремовой) экспонировались на семи Международных выставках: в Австрии, Афганистане, ГДР, Голландии, Индии, Италии, Пакистане. За 1956-1957 гг. изделия демонстрировались в 13 странах мира, в том числе в Бельгии, Греции, Дании, Египте, США ит.д.  Среди многочисленных экспонированных произведений особенно привлекал занавес из белого сукна (эскиз Е.И.Ефремовой), который был показан на Брюссельской выставке в 1957г.
В декабре 1960г. был введен в эксплуатацию новый двухэтажный кирпичный корпус в с.Альгешево. Продукцию отправляют в магазины Москвы, Киева, Казани и другие города и села. Вышивальщицы артели со всех концов страны получают письма. Например, письмо из Казахстана, с целины М.Черновой: «После просмотра фильма о трудовых буднях артели «Паха тĕрĕ», заинтересовалась вашими изделиями. Хотела бы приобрести такие же изделия для своего дома: скатерти, наволочки, занавески. Они бы очень украсили мой дом». «О ваших изделиях прочитали в газете «Советская Россия». Не могли бы вы прислать свои изделия нам?» - спрашивает рабочая молодежь г.Новосибирска. (//Ленин ҫулĕпе. – 1960. – 1-мĕш январь (№1).
В д.Лапсары артель открывает мастерскую по пошиву одежды: пальто, костюмы, платье  и т.п. Руководит бригадой мастер-закройщица Л.Яшкова.
В соответствии с требованиями времени, для разъяснения материалов съездов КПСС, политической обстановки в стране, на фабрике был организован кружок агитаторов. В нем обучались 42 человека, по 2 – 3 занятия в неделю. Руководителем кружка был Ф.Марков.
В 1962 г. Альгешевская артель была реорганизована в Альгешевскую фабрику с филиалами в Малом Карачкине, Красных Четаях, Канашском районе, Новочебоксарске, Яльчиках. В коллективе фабрики с ее филиалами 486 вышивальщиц и ткачих, из них 287 человек являются надомницами. В декабре 1971 г. фабрика была переименована в Альгешевскую фабрику «Паха тĕрĕ».
В октябре 1973 г.открылся новый корпус фабрики в п.Кугеси Чебоксарского района, который позволил расширить выпуск строчевышитых изделий, увеличить ассортимент. В это же время получает развитие машинная вышивка, начинается производство безворсовых двухсторонних ковров, ковровых изделий и художественного ткачества. Первая партия ковров ушла в торговую сеть в апреле 1974 г. с узорами чувашской вышивки.  Из первых  работ наиболее удачными как в композиционном, так и в колористическим отношении были паласы, выполненные по эскизам художника И. Немцева.
В середине 70 – гг. производство паласов и ковриков поднимается на новую ступень развития.  Большая заслуга в этом принадлежит художнице А.И.Ильбековой. Технологов по ковроткацкому делу не было. Поэтому Александре Ивановне приходилось для каждой ткачихи готовить рисунок на бумажной канве, объяснять, делать расчеты. Помимо изготовления поясов, сурпанов, повязок к головным уборам, покрывал, салфеток, портьер и т.п., создаются произведения, предназначенные для больших архитектурных интерьеров (занавес для Дворца детского и юношеского творчества г.Чебоксары, занавес для Чувашского государственного театра оперы и балета).
В 1975 г. с образованием на фабрике механизированного ткацкого цеха начинается изготовление нового вида изделий – паласов.
В начале 1980-х г. к юбилею генерального секретаря КПСС Л.И.Брежнева, по заказу правительства Чувашии, вышивали его портрет шелком. Л.И.Брежнева запечатлели на фоне его трилогии книг «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». А в 1975 г. вышивали портрет партийного деятеля В.И.Ленина. Основой служил графический портрет, черно-белые штрихи и полосы, которого художник Петрова Т.И. переложила в стежки. А уже в экспериментальной лаборатории, где создавались первые образцы, Владимира Ильича изобразили нитями мулине в алой цветовой гамме, с помощью косой стежки, росписи и других характерных для исконно чувашской вышивки приемов. Работа была выполнена в двух экземплярах. Один, попроще, без бахромы, хранится в музее «Паха тĕрĕ».
В это же время, при фабрике действует хор, танцевальный кружок и даже драмкружок, который посещают 30-40 человек. Фабрика держит шефство над Кугесьской школой-интернатом, в стенах которого, открывают для ребят кружок по вышивке.
В 1985 г. фабрика преобразовалась в объединение художественных промыслов «Паха тĕрĕ», включающее в себя Урмарскую фабрику, Новочебоксарскую фабрику сувениров, Марпосадский, Красночетайский, Новочебоксарский филиалы ручной вышивки, Яльчикский цех ткачества. Многое делается для улучшения социального положения работников предприятия: построены детский сад «Пӳрнеске», общежития, жилые дома.  С 1998 г. предприятие преобразовано в ЗАО «Фирма художественных промыслов «Паха тĕрĕ».
В разные годы на фабрике работали художники-профессионалы: Е.И. Ефремова (художник по вышивке),  Т.И.Петрова (художник по машинной и ручной вышивке), А.И.Ильбекова (художник по ковроткачеству), Н.Ф. Ильина (художник – модельер), А.В. Андреева (художник по вышивке). Часть изделий, создавалась вышивальщицами, не имеющими специального художественного образования: мастерицами Ю.И.Яковлевой, В.А.Борисовой, М.М.Гавриловой, М.В.Симаковой, З.Н.Никитиной и др.
Директорами были: Егоров (?-1930-е годы), Андрей Никитич Карпов (?-1953), Аверкий Васильевич Шивалов (1953-1973), Николай Егорович Гунствин (1973), Мария Андреевна Прокофьева (1973-1979), Софья Андреевна Судакова (1979-1984), Геннадий Иванович Иванов (1984-1998), Алексей Яковлевич Купташкин  (1998-2005), Петр Александрович Степанов  (2005-2007).